12. Архитектор в области ИИ (AI Architect)
Повышение квалификации
- 1. Финансы. Экономика. Бухгалтерский учет
- 2. Юриспруденция и право
- 3. Антикризисное и арбитражное управление. Банкротство и право
- 4. Управление и менеджмент
- 5. Маркетинг, продажи, предпринимательство
- 6. Спорт: физическая культура и спортивная практика
- 7. Социальное управление и социальные услуги
- 8. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС)
- 9. Экологическая безопасность
- 10. Первая помощь
- 11. Педагогика и психология
- 12. Архитектор в области ИИ
Переподготовка
- 1.1. Антикризисное управление
- 2.1. Юриспруденция
- 3.1. Управление и менеджмент
- 4.1. Бухгалтерский учет
- 5.1. Финансы и экономика
- 6.1. Охрана труда
- 7.1. Экология и безопасность
- 8.1. Искусство и туризм
- 9.1. Дошкольное образование, школы, СПО, дополнительное образование. Педагогика и психология
- 10.1. Коррекционная педагогика
- 11.1. Направления в спорте
- 12.1. Социальная сфера
- 13.1. Строительные, рабочие и технические направления
Профессиональное обучение
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Повышения квалификации
“Архитектор в области ИИ (AI Architect)”
Программа
Вид образования: дополнительное профессиональное образование
Область профессиональной деятельности: связь, информационные и коммуникационные технологии
Тип дополнительной профессиональной программы: программа повышения квалификации
Форма обучения: заочная, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Объем освоения дополнительной профессиональной программы: 424
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1. Нормативно-правовые основания разработки модульной дополнительной
профессиональной программы профессиональной переподготовки
1.2. Цель реализации программы
1.3. Планируемые результаты освоения программы
1.4. Категория слушателей
1.5. Форма обучения
1.6. Нормативный срок освоения программы.
1.7. Форма документа, выдаваемого по результатам освоения программы
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Учебно-тематический план
2.2. Рабочая программа дисциплин программы профессиональной переподготовкb
3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
3.1. Промежуточный контроль
3.2. Итоговая аттестация
3 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4.1. Материально-технические условия реализации программы
4.2. Кадровое обеспечение образовательного процесса
4.3. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
5. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1. Нормативно-правовые основания разработки модульной дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки
Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Искусственный интеллект» разработана на основе следующих нормативных документов:
• Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 30.04.2021 г.);
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15 ноября 2013 года);
• Письмо Минобрнауки России от 21.04.2015 г. N ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению 09.03.02 Информационные системы и технологии, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 сентября 2017 г. N 926 (с изменениями и дополнениями);
• Профессиональный стандарт 06.001 «Программист», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. No 679н (с изменениями и дополнениями);
• Профессиональный стандарт 06.015 «Специалист по информационным системам», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2014 г. No 896н (с изменениями и дополнениями);
• Программа разработана с учетом методических рекомендаций-разъяснений по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов (Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015г. No ВК-1032/06) и практических рекомендаций ФГАУ ФИРО по разработке программ ДПО.
1.2. Цель реализации программы
Целью реализации программы профессиональной переподготовки «Архитектор в области ИИ (AI Architect)» является содействие становлению профессиональных компетенций слушателей, необходимых для разработки программного обеспечения с использованием искусственного интеллекта.
1.3. Планируемые результаты освоения программы
Программа направлена на получение слушателями следующих компетенций:
ОПК 1 — способность применять естественнонаучные и общеинженерные знания, методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности;
ОПК 2 — способность понимать принципы работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, и использовать их при решении задач профессиональной деятельности;
ОПК 6 — способность разрабатывать алгоритмы и программы, пригодные для практического применения;
ОПК 9 – способность понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
ПК 1 — способность писать и оформлять программный код с использованием языков программирования;
ПК 2 — способность разрабатывать и оптимизировать функционирование базы данных;
ПК 3 — способность разрабатывать модели бизнес-процессов.
Обучающийся в результате освоения программы должен знать:
− основные понятия и принципы теории вероятностей;
− типы данных в NumPy;
− инструментарий для создания и актуализации исходных текстов программ;
− синтаксис выбранного языка программирования, особенности программирования на этом языке, стандартные библиотеки языка программирования;
− особенности выбранной среды программирования и системы управления базами
данных;
− типы баз данных, историю развития СУБД, основы языка SQL,способы создания БД,
типы таблиц, приемы оптимизации;
− функционал баз данных, инструменты и методы проектирования структур баз
данных;− функции для работы с данными, Pandas;
− понятия линейной и логистической регрессии;
− инструменты и методы моделирования бизнес-процессов;
− методики описания и моделирования бизнес-процессов, средства моделирования
бизнес-процессов;
− технологии хранения и обработки данных;
− теорию контроля версий;
− парадигмы и подходы в ИИ;
− основыфилософиисознанияинейрофизиологии;
− основы обучения нейронных сетей.
уметь:
− работать в системе контроля версий;
− применять методы алгоритмизации, языки и технологии программирования при решении профессиональных задач в области информационных систем и технологий;
− использовать выбранную среду программирования и средства системы управления базами данных;
− владеть инструментами Pandas, способы использования библиотеки Matplotlib;
− использовать функции из библиотек numpy и pandas;
− осуществлять декомпозицию и описание бизнес-процессов;
− разрабатывать модели бизнес-процессов;
− применять методы анализа данных в Power BI;
− работать с базами данных, определять тип базы данных, использовать основные операции работы с БД;
− создавать структуру базы данных;
− применять теоретические знания по финансовой математике;
− использовать инструменты MS Excel;
− создавать модели линейной и логистической регрессии.
1.4. Категория слушателей
Граждане РФ в возрасте от 18 лет и до достижения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, либо получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование, нацеленные на совершенствование имеющихся компетенций и приобретение новых компетенций в области искусственного интеллекта и в смежных областях с целью повышения профессиональной эффективности.
1.5. Форма обучения
Форма обучения – заочная, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
1.6. Нормативный срок освоения программы
Срок освоения программы составляет 424 академических часа.
Общий срок обучения в соответствии с календарным учебным графиком и учебным планом – 3 месяца и 3 недели.
1.7. Форма документа, выдаваемого по результатам освоения программы
Лица, освоившие программу и прошедшие итоговую аттестацию, получают диплом о повышении квалификации установленного образца.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Учебно-тематический план
п/п | Наименование модулей, дисциплин | Общее количест во часов | Аудиторные часы | Самостоя тельная работа, час. | Формы аттестации | ||||||
всего, час. | из них лекций, час. | из них практические занятия, час. | |||||||||
Модуль 1. Основы языка Python для аналитиков данных | 26 | 16 | 8 | 8 | 10 | Зачёт | |||||
Работа с Jupiter Notebook | 2 | 2 | 2 | ||||||||
Закрепление функций и генераторов | 4 | 2 | 2 | 2 | |||||||
Анализ данных с библиотекой Pandas | 2 | 2 | 2 | ||||||||
Анализ датасета с помощью Pandas | 4 | 2 | 2 | 2 | |||||||
Модификация таблиц с Pandas | 2 | 2 | 2 | ||||||||
Изменение таблиц в Pandas | 4 | 2 | 2 | 2 | |||||||
Визуализация данных с Matplotlib и Seaborn | 2 | 2 | 2 | ||||||||
Визуальный анализ данных | 4 | 2 | 2 | 2 | |||||||
Промежуточная аттестация | 2 | 2 | Зачёт | ||||||||
Модуль 2. Базы данных и SQL | 38 | 24 | 12 | 12 | 14 | Зачёт | |||||
Инструменты для работы с базами данных | 2 | 2 | 2 | ||||||||
Установка СУБД, подключение к БД, просмотр и создание таблиц | 4 | 2 | 2 | 2 | |||||||
SQL – создание объектов, изменение данных, | 2 | 2 | 2 | ||||||||
SQL – создание объектов, простые запросы выборки | 4 | 2 | 2 | 2 | |||||||
SQL – выборка данных, сортировка, агрегатные | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | ||||||
SQL – объединение таблиц union, соединение — | 2 | 2 | 2 | ||||||||
SQL – работа с | 4 | 2 | 2 | 2 | |||||||
SQL – оконные функции | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | ||||||
SQL – Транзакции, ACID. Временные таблицы, управляющие конструкции, циклы | 2 | 2 | 2 | ||||||||
SQL – Транзакции. Временные таблицы, управляющие конструкции, циклы | 4 | 2 | 2 | 2 | |||||||
Промежуточная | 2 | 2 | Зачёт | ||||||||
Модуль 3. Введение в BI | 44 | 28 | 14 | 14 | 16 | Зачёт | |||||
Из каких этапов состоит подготовка отчётов | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | ||||||
Как правильно оформить визуальный элемент | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | ||||||
Создание дашборда | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | ||||||
Как подготовить данные из первоисточника к последующему анализу и визуализации | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | ||||||
Алгоритмы математических и статических функции для расчёта | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | ||||||
Что делать с отчётом после его создания | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | ||||||
Рынок отечественных ВI систем | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | ||||||
Промежуточная аттестация | 2 | 2 | Зачёт | ||||||||
Модуль 4. Теория вероятностей и математическая статистика | 62 | 40 | 20 | 20 | 22 | Зачёт | |||||
Расчет вероятности случайных чисел | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | ||||||
Дискретные распределения в оятностеи | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | ||||||
EDA (exploratory data analysis) или разведочный анализ | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | ||||||
Непрерывная случайная величина | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | ||||||
Тестирование гипотез | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | ||||||
Сравнение долей. Построение доверительного интервала | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | ||||||
Непараметрические тесты | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | ||||||
Корреляционный анализ | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | ||||||
Линейная регрессия | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | ||||||
Дисперсионный анализ | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | ||||||
Промежуточная | 2 | 2 | Зачёт | ||||||||
Модуль 5. А/В-тестирование | 56 | 36 | 18 | 18 | 20 | Зачёт | |||||
Формирование гипотез и их скоринг на основе данных | 6 | 4 4 | 2 | 2 | 2 | ||||||
А/Б-тестирование | 6 | 4 | 2 2 | 2 2 | 2 2 | ||||||
А/Б-тестирование веб-приложений | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | ||||||
А/Б-тестирование мобильных приложении | 6 | ||||||||||
Применение математическои статистики для проверки гипотез в реальнои жизни | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | ||||||
Расчёт длительности А/Б теста | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | ||||||
Нестандартные ситуации | 6 | 4 | 2 2 | 2 2 | 2 2 | ||||||
Python применение статистических критериев на практике — пайплайн оценки А/Б | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | ||||||
Python применение продвинутых методов | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | ||||||
Промежуточная аттестация | 2 | 2 | Зачёт | ||||||||
Модуль 6. Основы моделирования бизнес-процессов. Введение в бизнес-модель | 68 | 44 | 22 | 22 | 24 | Зачёт | |||||
Введение в операционную модель | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | ||||||
Введение в бизнес-процессы | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | ||||||
Декомпозиция процессов | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | ||||||
Описание бизнес-процессов | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | ||||||
Основные нотации описания бизнес-процессов | 10 | 8 | 4 | 4 | 4 | ||||||
Анализ — выявление проблемных мест и зон для развития | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | ||||||
Формирование гипотез по | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | ||||||
Детальная подготовка инициатив по | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | ||||||
Планирование и контроль | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | ||||||
Непрерывный процесс | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | ||||||
Промежуточная аттестация | 2 | 2 | Зачет | ||||||||
Модуль 7. Финансовая математика | 24 | 16 | 10 | 6 | 8 | Зачёт | |||||
Временная стоимость денег | 2 | 2 | 2 | ||||||||
Временная стоимость денег. Процентные расчёты. | 4 | 2 | 2 | 2 | |||||||
Проведение процентных расчётов | 2 | 2 | 2 | ||||||||
Применение финансовой математики для оценки эффективности инвестиций | 2 | 2 | 2 | ||||||||
Применение теории вероятностей и математической статистики в экономике и финансах | 2 | 2 | 2 | ||||||||
Оценка эффективности инвестиций | 4 | 2 | 2 | 2 | |||||||
Применение статистики в экономике и финансах. Введение в эконометрику | 4 | 2 | 2 | 2 | |||||||
Введение к эконометрике | 2 | 2 | 2 | ||||||||
Промежуточная аттестация | 2 | 2 | Зачёт | ||||||||
Модуль 8. Введение в искусственный интеллект | 22 | 14 | 14 | 0 | 8 | Зачёт | |||||
Историческая справка об Искусственном Интеллекте | 2 | 2 | |||||||||
Три парадигмы Искусственного Интеллекта | 2 | 2 | |||||||||
Мифы и факты об Искусственном интеллекте | 2 | 2 | 2 | ||||||||
Философия сознания и краткое введение в нейрофизиологию | 2 | 2 | |||||||||
Методы Искусственного Интеллекта | 2 | 2 | |||||||||
Сферы применения искусственного | 2 | 2 | |||||||||
Смежные технологии и | 2 | 2 | |||||||||
Промежуточная аттестация | 2 | 2 | Зачёт | ||||||||
Модуль 9. Введение в иейровные | 34 | 16 | 14 | 2 | 18 | ||||||
Основы обучения нейронных сетей | 4 | 2 | 2 | 2 | |||||||
Keras | 4 | 2 | 2 | 2 | |||||||
TensorFlow | 4 | 2 | 2 | 2 | |||||||
Сверточные нейронные сети | 4 | 2 | 2 | 2 | |||||||
Рекуррентные нейронные | 4 | 2 | 2 | 2 | |||||||
Сегментация | 4 | 2 | 2 | 2 | |||||||
Детектирование объектов | 4 | 2 | 2 | 2 | |||||||
GAN | 4 | 2 | 2 | 2 | |||||||
Промежуточная аттестация | 2 | 2 | |||||||||
Модуль 10. Фреймворк PyTorch для разработки искусственных нейронных сетей | 42 | 20 | 14 | 6 | 22 | ||||||
Основные понятия и структуры PyTorch | 4 | 2 | 2 | 2 | |||||||
Feed-forward neural network | 4 | 2 | 2 | 2 | |||||||
Dataset, Dataloader, BatchNorm, Dropout, Оптимизация | 4 | 2 | 2 | 2 | |||||||
CNN Свертки | 4 | 2 | 2 | 2 | |||||||
Сегментация изображений | 4 | 2 | 2 | 2 | |||||||
Нейросети в обработке текста | 4 | 2 | 2 | 2 | |||||||
Рекурентные сети для обработки последовательностей | 4 | 2 | 2 | 2 | |||||||
Generative Adversarial Networks | 4 | 2 | 2 | 2 | |||||||
Трансформер | 4 | 2 | 2 | 2 | |||||||
Распознавание лиц и эмоций | 4 | 2 | 2 | 2 | |||||||
Промежуточная аттестация | 2 | 2 | Зачёт | ||||||||
Итоговая аттестация | 8 | 8 | Защита итогового проекта | ||||||||
Вceгo часов | 424 | 254 | 146 | 108 | 170 |
Педагогический состав:
Коваленко Анна Владимировна, доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой анализа данных и искусственного интеллекта ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет «
Публикации:
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=594898
https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=594898
Харченко Анна Владимировна, доцент кафедры информационных технологий ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет «
https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=858544
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=858544
Акиньшина Вера Александровна, доцент кафедры анализа данных и искусственного интеллекта ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет «, кандидат педагогических наук, стаж 22 года
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=818599